--- |
|
Главная » Статьи » Мои статьи |
ОПЫТ РАБОТЫ МУРОМСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА № 1 ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ Муромский детский дом № 1(ул. Мечникова, д. 9) был основан в 1933 г. В 1987 г. он был реорганизован в смешанный детский дом семейного типа, рассчитанный на 60 воспитанников. Его статус - муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Чаще всего сюда попадают дети, родители которых лишены родительских прав. Как правило, кроме пьянства, голода, болезней, побегов дети ничего в своей жизни не видели, и задача сотрудников детского дома - помочь ребенку поверить в то, что еще не все потеряно, что есть люди, которые искренне заботятся о них. При поступлении в детский дом внимательно изучаются имеющиеся сведения о ребенке, проводится его социально-психологическое обследование, изучается прежнее социальное окружение ребенка, особенности семейных отношений, намечаются мероприятия, направленные на коррекцию имеющихся у ребенка нарушений в поведении. Обычно при поступлении таких детей выявляется ряд проблем, а именно: сложность адаптации при поступлении в детский дом из социально неблагополучной семьи, слабое развитие интеллектуальной сферы, завышенная или заниженная самооценка, правовая защищенность воспитанников. Перед коллективом стоит цель не только защитить правовые, нравственные, жилищные интересы (что очень необходимо) воспитанников детского дома, но работать над развитием личности каждого ребенка, систематически и кропотливо готовить его к выходу в самостоятельную жизнь. Для того, чтобы защитить права воспитанников, в детском доме № 1 осуществляется тесная связь с общественными организациями, Управлениями образования, здравоохранения, социальной защиты и внутренних дел округа, а также с прокуратурой и судом. На 1 июня 2009 г. в детском доме № 1 проживали 53 человека, из них 3 дошкольника. Причины их попадания в детский дом следующие: - по лишению родителей прав на воспитание детей - 43 чел., - по болезни родителей - 3 чел., - в связи с нахождением родителей в местах лишения свободы - 3 чел., - по факту потери одного кормильца - 11 чел., - в связи со смертью обоих родителей - 6 чел. (таким образом, из 53 воспитанников «настоящими» сиротами являются только шесть человек, остальные дети - сироты социальные). На каждого воспитанника заведена сберегательная книжка, ведется ежемесячный учет-контроль поступления алиментов и пенсий по потере кормильца. Их размер устанавливается в соответствии с Семейным, Гражданским и Уголовным кодексами и законом о пенсионном обеспечении. На родителей восьми воспитанников поданы заявления в подразделения судебных приставов округа Муром и Владимирской области о привлечении их к уголовной ответственности за неуплату алиментов. Большинство детей, а именно 42 человека, проживая в детском доме, имеют забронированное жилье. В детском доме № 1 имеется столовая на 60 посадочных мест, небольшой спортивный зал оборудованный тренажерами, летняя спортивная площадка, хоккейная коробка для зимних игр, актовый зал, оснащенный всеми необходимыми музыкальными инструментами и аппаратурой. Есть своя библиотека, ее фонд составляет 8 тыс. экземпляров книг и журналов. Для проведения коррекционной работы функционирует кабинет психолога, где собраны диагностические программы и коррекционный материал. В детском доме работают медицинский, массажный и стоматологический кабинеты. По программе «Дети-сироты» Министерства образования РФ получены компьютеры, что позволило оборудовать компьютерный класс. Дети в детском доме живут не просто «комнатами», а семьями, которые комплектуются с учетом родственных связей воспитанников, возможности общения и фактора лидерства. В настоящее время в детском доме 5 семей, одна из которых дошкольная. Основными направлениями работы коллектива Муромского детского дома № 1 являются: нравственно-правовое, патриотическое, краеведческое, эстетическое, спортивно-оздоровительное и трудовое. Разработаны программы по соответствующим направлениям, в которых определены их цели и задачи. Среди этих задач: 1) развитие личности и творческого потенциала воспитанников; 2) подготовка детей к жизни в современных социально-экономических условиях. 3) ориентация воспитанников на целенаправленный выбор профессии; 4) воспитание потребности в здоровом образе жизни; 5) формирование трудовых навыков; 6) целенаправленная работа по нравственно-правовому воспитанию; 7) привлечение воспитанников к работе в Совете детского дома, формирование у них навыков самоуправления. Кроме того, педагоги детского дома № 1 считают, что работа по воспитанию будущего семьянина не может быть ориентирована в основном на старших воспитанников. Целенаправленная деятельность организуется уже среди детей младшего и среднего возраста с учетом дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Жизнедеятельность воспитанников организована так, что они постигают функции членов семьи: мальчики выполняют посильный ремонт мебели, оборудования, обуви, следят за порядком на территории детского дома; девочки - помогают на кухне, занимаются сервировкой и мелким ремонтом одежды, занимаются в швейной мастерской, учатся рукоделиям, участвуют в создании уютного интерьера. Для организации занятий по развитию трудовых навыков работают столярная, сапожная и швейная мастерские. Ежегодно в осенний период воспитанники детского дома трудятся на уборке урожая в одном из сельскохозяйственных предприятий округа, получая в качестве «зарплаты» богатый запас овощей на зиму. Педагогический коллектив детского дома № 1 придерживается мнения, что его для успешной социальной адаптации воспитанников сопутствует их ориентация на труд как на общечеловеческую ценность. Это предопределяет формирование у детей устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, представления о реальных перспективах труда в условиях рыночной экономики, воспитание экономической культуры, нравственно-психологическую готовность к труду, развитие творческих способностей. В детском доме имеется садовый участок площадью 3,3 гектара, на котором растут около 100 плодовых деревьев и кустарников. Практически все работы в саду проводятся детьми совместно с сотрудниками. Воспитанники детского дома также участвуют в переработке собранного урожая. Заготовки из фруктов и ягод используются в питании детей. В 2004 г. было заготовлено более 100 банок варенья, около 140 банок компота, 60 банок джема. В детском доме ведется работа по профессиональной подготовке воспитанников. Проводится цикл занятий «Я выбираю профессию», проходят встречи с представителями разных профессий, проводятся диагностические опросники «Моя будущая работа», экскурсии на предприятия, которые позволяют воспитанника детского дома наметить программу дальнейшей самоподготовки. Дети побывали в пассажирском автотранспортном предприятии, в типографии АО «Хлебозавод», ОАО «Ликероводочный завод», в Объединенном военизированном пожарном отряде, на ОАО «Муромский стрелочный завод», встречались с частными предпринимателями. Воспитанники детского дома № 1 на базе Межшкольного учебного комбината № 1 округа Муром обучаются таким профессиям как: секретарь-машинистка, оператор ЭВМ, швея, продавец, воспитатель, токарь, фрезеровщик. За последние 3 года 95 % воспитанников из числа выпускников 11-го класса получили квалификационное удостоверение, что позволило 35 % детей из этого числа продолжить обучение по данным профессиям. Между детским домом № 1 и Центром занятости населения заключен договор, в соответствии с которым осуществляется тесная взаимосвязь по вопросам профессиональной подготовки воспитанников. Специалисты Центра занятости населения проводят тренинги и занятия по темам: «Выбор жизненного пути», «Секреты выбора профессии», «Азбука профориентации», «Час пик» (встречи с людьми разных профессий). Целенаправленная профориентация дает положительные результаты: 5 выпускников детского дома учатся в Муромском институте (филиале) Владимирского государственного университета (МИ ВлГУ) и Владимирского государственном педагогическом университете, 3 - в Муромском педагогическом колледже, 1 - в профессиональном лицее № 37 о. Муром. Заранее были профессионально определены выпускники детского дома 2008-2009 гг. Из 10 выпускников текущего года двое досрочно сдали экзамены в МИ ВлГУ и были зачислены на факультет социальной работы. Остальные дети остановили свой выбор на профессиональных и средних специальных учебных заведениях Мурома и Владимирской области в соответствии со своими интересами. К примеру, один из выпускников планирует поступление в Московское цирковое училище. Огромное значение в детском доме № 1 уделяется организации учебного процесса. Дети школьного возраста обучаются школах №№ 5 и 7, а также в коррекционной школе-интернате VIII вида. Дошкольники посещают муниципальный детский сад № 29. С этими учреждениями осуществляется тесная взаимосвязь с целью постоянного контроля успеваемости детей и оказания помощи воспитанникам детского дома со стороны образовательных учреждений в вопросах воспитания и обучения детей. За последние 5 лет среди воспитанников детского дома нет неуспевающих, значительно повысилось качество их знаний, увеличилось количество выпускников, поступающих в средне-специальные и высшие учебные заведения. За последние 3 года 43 % выпускников одиннадцатых классов продолжили обучение в вузах. Некоторые выпускники, получив педагогическое образование, работают воспитателями в детском доме. Воспитанники, которые проявляют склонность к изучению тех или иных предметов, имеют возможность посещать факультативы, профильные кружки и школьные научные общества. Дети, нацеленные на поступление в высшее учебное заведение, посещают подготовительные курсы при вузах и заниматься с репетиторами за счет средств, выделяемых Управлением образования. В нынешнем, 2004-2005 учебном году, впервые за его многолетнюю историю интернатных учреждений области одна из воспитанниц детского дома № 1 А. Мельникова окончила школу с «золотой» медалью. Она же удостоена губернаторской стипендии «Надежда земли Владимирской» за активное участие в жизни детских общественных организаций. Приоритетным направлением в деятельности детского дома является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Разработана и реализуется программа «Здоровье». Ежегодно воспитанники проходят лечение в санаториях центра России, в летнее время отдыхают на Черном море в санатории «Черноморец» и на базе отдыха «Аше». В период летних каникул все воспитанники детского дома выезжают в муниципальные загородные оздоровительные лагеря, где общаются со своими «домашними» сверстниками. Это расширяет пространственные границы их социальных связей, способствуя процессу социальной адаптации. Для творческого развития детей в Муромском детском доме № 1 функционируют 18 кружков по интересам, что позволяет удовлетворить потребности большинства воспитанников. В детском доме работают 2 педагога дополнительного образования, действуют студия изобразительного творчества, танцевальный коллектив «Детство», оркестр духовых инструментов, компьютерный класс, кружки лозоплетения, вязания, кройки и шитья и т.д. Дети также имеют возможность посещать и творческие коллективы за пределами детского дома. Так, трое воспитанников занимают в народном цирковом коллективе «Веселая рампа», несколько девочек выступают в составе хореографического коллектива «Нежность» школы № 6. С 2000 года Муромский детский дом - постоянный призер и победитель областного конкурса воспитанников детских домов и школ-интернатов «Музы и дети». Внимание к развитию творческого потенциала воспитанников детского дома № 1 не случайно. Так, Н.В. Санникова убеждена, что привлечение к творческой деятельности способствует наиболее успешному освоению воспитанниками учреждений государственного попечения своих социальных ролей. С ней согласна И.И. Шевченко, которая считает, что занимаясь в секциях, в кружках по интересам, в специализированных школах, интернированные дети освобождаются от негативного опыта прошлого, от проблем, которые возникают в повседневности. Это убеждение, основное на опыте, разделяет и автор работы. Им была разработана программа развития творческой активности воспитанников интернатных учреждений 11-13 лет (см. приложение 5). Этот возраст выбран не случайно, поскольку именно в это время дети испытывают серьезные трудности в связи с переживаемым «переходным периодом». Новая социально-психологическая ситуация обостряет некоторые черты их характера. На первый план выходит не авторитет взрослых, а положение в среде сверстников. Оно определяется, в том числе и успешностью в ведущей деятельности, например, творческой. Целью программы является развитие потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитание активного человека, способного реализовать себя в жизни, посредством цикла занятий по оптимизации творческой деятельности воспитанников, выявления творчески одаренных детей с целью дальнейшего развития их способностей. Работа по данной программе определяет новые подходы к социальной адаптации подростков, выдвигая в качестве альтернативы девиантным проявлениям в поведении активный досуг, творческое самовыражение, получение позитивных установок в выборе жизненных ценностей и ориентаций. Программа, рассчитанная на 13 занятий встреч, включает в себя 4 блока: 1) вводный - по определению базовых психодимнамических свойств и ценностных ориентаций воспитанников (используются: вариант «Шкалы самооценки личности» Дембо-Рубинштейна, детский личностный опросник Кеттелла, методика незаконченных предложений); 2) исследовательский - выявление творческого потенциала личности на момент начала работы (опросник «Самооценка творческого потенциала личности», проективная методика по определению уровня невербальной креативности); 3) образовательный - цикл занятий по развитию творческой активности с использованием драмотерапии, музыкотерапии, игротерапии, сказкотерапии); 4) диагностический - проведение диагностических процедур и оценка результатов программы (повторное использование методики Дембо-Рубинштейна, диагностика личностной креативности Е.Е. Туник, оценка творческого потенциала личности). Данная программа была опробирована в работе с воспитанниками Муромской школы-интерната VIII вида. Ее результаты подтвердили, что развитие творческого потенциала личности способствуют самоутверждению, осознанию самозначимости и развитию адаптивных навыков воспитанников интернатных учреждений. Для примера приведем «Шкалу самооценки личности» Светы Б. (13 лет) в начале работы по программе и после ее завершения: Кроме того, положительным итогом осуществления программы стало то, что после ее завершения из 10 участников трое детей стели посещать кружки по интересам, которые определились в ходе программы, все без исключения дети говорили о том, что получили новые навыки и стали более значимо ощущать себя в среде неинтернированных сверстников. Таким образом, мы видим, что через развитие творческих способностей возможно формирование личности, способной к познавательной деятельности. До Размещено на http://www.allbest.ru/ Здоровье Ум Характер Авторитет Умения Внешность Уверенность После Что касается воспитанников детского дома № 1, важными показателями успешности работы по их социальной адаптации являются снижение уровня правонарушений, потребность у детей в здоровом образе жизни. Результаты анкеты «Ваши ценностные ориентиры» показывают, что у них произошла переориентация с общественно-значимых на личностно-значимые ориентиры. Первые места на вопрос «Что для вас имеет ценность в жизни?» занимают ответы «Семья с хорошими отношениями» (90 %), «Здоровье» (70 %), «Свобода» (50 %). Большая роль в развитии адаптивных навыков у детей в детском доме № 1 отводится детскому самоуправлению. Здесь на протяжении многих лет работает Детский совет, который решает вопросы, связанные с благополучным проживанием детей, питанием, охраной жизни и здоровья, успеваемости, организации досуга, самообслуживания, поощрения. С целью формирования общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни и формирования потребностей к саморазвитию и самоопределению в детском доме создана детская общественная организация «Затейники». Учитывая приоритет семейного воспитания, администрация детского дома № 1 постоянно работает над проблемой сохранения детям их кровных семей или устройством их на воспитание в семьи граждан. В результате с 1998 по 2003 г. 9 детей были возвращены в биологическую семью, 14 усыновлены, 12 переданы под опеку. Достигнутые успехи во многом зависят от профессионализма людей, которые работают в детском доме № 1. Здесь 19 педагогов: 4 мужчины и 15 женщин. Все они имеют высшее педагогическое образование. В структуре детского дома работает психолог, социальный педагог, два педагога дополнительного образования. Высшую квалификационную категорию имеет 1 человек, первую категорию - 6 человек (21 %), вторую категорию - 12 человек (42 %). Создана система повышения профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, в детском доме есть врач, медицинские сестры, диетсестра, младшие воспитатели и младший обслуживающий персонал. Для решения стратегических проблем и перевода учреждения в режим развития в Муромском детском доме № 1 разработаны «Программа развития на 5 лет», «Программа постинтернатной адаптации», концепция развития и другие программы. Как видим, опыт работы Муромского детского дома № 1 по развитию адаптивных навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заслуживает внимания и изучения. Немаловажно и то, что с этой целью он осуществляет преемственность с Центром социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который курирует эту категорию детей до достижения ими 23 лет. & Ссылка Источник: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00342534_2.html | |
Просмотров: 6428 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |